Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 23:20

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » География

Глобальные проблемы человечества .Парниковый эффект
Урок для 11 класса



Тема : Глобальные проблемы человечества .Парниковый эффект.

Цель урока : охарактеризовать причины и проблемы парникового эффекта , на местном уровне , в школе и дома попытаться решить эту проблему.

Ход урока

1. Организационный и мотивационный этап. Учитель объявляет цель урока и свои требования к учащимся: мы будем знакомиться с глобальными проблемами человечества. Рассмотрим на сегодняшнем уроке более детально экологическую проблему , а именно парниковый эффект.

Запишем в тетради вопрос: Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека, в том числе и от вас лично?

По мере объяснения нового материала вы должны ответить на этот вопрос

2.Изучение нового материала. Сегодня мы будем изучать глобальные проблемы человечества. Что же это такое? Глобальные проблемы человечества -это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Парниковый эффект был обнаружен Жозефом Фурье в 1824 году и впервые был количественно исследован Сванте Аррениусом в 1896. Это процесс, при котором поглощение и испускание инфракрасного излучения атмосферными газами вызывает нагрев атмосферы и поверхности планеты.(с доски стирается «1824»). На Земле основными парниковыми газами являются: водяной пар , углекислый газ(CO2) (9-26 %), метан (CH4) (4-9 wacko и озон (3-7 %). Атмосферные концентрации CO2 и CH4 увеличились на 31 % и 149 % соответственно, по сравнению с началом промышленной революции в середине XVIII века. Такие уровни концентрации достигнуты впервые за последние 650 тысяч лет — период, в отношении которого, достоверные данные были получены из образцов полярного льда. Угольные электростанции, автомобильные выхлопы, заводские трубы и другие созданные человечеством источники загрязнения вместе выбрасывают в атмосферу около 22 миллиардов тонн углекислого газа и других парниковых газов в год. Животноводство, применение удобрений, сжигание угля и другие источники дают около 250 миллионов тонн метана в год. Около половины всех парниковых газов, выброшенных человечеством, осталось в атмосфере. Около трёх четвертей всех антропогенных выбросов парниковых газов за последние 20 лет вызваны использованием нефти, природного газа и угля. Бо́льшая часть остального вызвана изменениями ландшафта, в первую очередь вырубкой лесов. Сделаем вывод,причины будут следующие:

• Выбросы парниковых газов

• Изменение солнечной активности

• Наблюдаемое потепление находится в пределах естественной изменчивости климата

Потепление наблюдается слишком непродолжительное время, поэтому нельзя достаточно уверенно сказать, происходит ли оно вообще. В докладе рабочей группы межправительственной комиссии по изменению климата (Шанхай, 2001 год) приведено семь моделей изменения климата в XXI веке. Основные выводы, сделанные в докладе, — продолжение глобального потепления, сопровождающегося

увеличением эмиссии парниковых газов (хотя согласно некоторым сценариям к концу века в результате действия запретов на индустриальные выбросы возможен спад эмиссии парниковых газов);
ростом поверхностной температуры воздуха (к концу XXI века возможно увеличение поверхностной температуры на6 °C);
повышением уровня океана (в среднем — на 0,5 м за столетие)

К наиболее вероятным изменениям погодных факторов относятся

более интенсивное выпадение осадков;
более высокие максимальные температуры, увеличение числа жарких дней и уменьшение числа морозных дней почти во всех регионах Земли; при этом в большинстве континентальных районов волны тепла станут более частыми; уменьшение разброса температур. Межправительственная комиссия выделила ряд районов, наиболее уязвимых к ожидаемому изменению климата]. Это район Сахары, Арктика, мега-дельты Азии, небольшие острова.

Учитель: Как вы думаете какие наиболее экологически опасные отрасли?

-Энергетика, добыча угля, производство синтетических материалов, высокомолекулярных соединений, нахождение их в одном месте

Учитель: какие мероприятия необходимо проводить по предотвращению экологических проблем?

Внедрение эффективных технологий, создание экологических программ, создание безвредного производства, перевод на экологически чистые технологии устаревших производств, использование комплекса очистных сооружений, учет географических особенностей при проектировании и строительстве предприятий.(с доски стирается «эффективные технологии»)

Практическое занятие :Мой личный вклад в парниковый эффект (глобальное потепление?).



Как ты думаешь, а каков твой личный вклад в «парниковый эффект» и глобальное изменение климата? Никакого? Но ведь каждый из нас потребляет энергию, причем при бытовом ее потреблении мы как раз и превращаем любые формы энергии (в основном полученную из ископаемого органического топлива) в тепловую. Что при этом происходит, мы уже видели на поставленном нами опыте.



Задание 6. Вычисляем вклад семьи в «парниковый эффект».



Шаг первый. Для начала посчитайте, сколько Ваша семья израсходовала электроэнергии за прошлый год с января по декабрь включительно. Для этого воспользуетесь квитанциями (или расчетной книжкой) об оплате электроэнергиии).

Таблица 2.

месяц


Январь


Февраль


Март


Апрель


Май


Июнь


Июль


Август


Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь


Всего(С)

кВт/час








































Примечание. Проделайте все это вместе с родителями. Для них это будет не только полезно, но и интересно. Общую сумму занесите в Энергетический паспорт семьи.

Запишите под таблицей 2 в Энергетическом паспорте продолжительность и даты самого короткого дня и самой короткой ночи.

Объясните, почему расход электроэнергии зимой больше, чем летом____________________ ____

Сравните расходы своей семьи с расходами в семье ваших соседей, одноклассников.



Проанализируйте, почему они отличаются (количество членов семьи, размеры квартиры, количество электроприборов и т.п.)_______________________________________________



Шаг второй.

Используя данные таблицы 2 и табл.3, рассчитайте, сколько угля, нефти, газа нужно сжечь для получения электрической энергии, израсходованной вашей семьей за год, и сколько углекислого газа выделится при этом. Внесите полученные данные в Энергетический паспорт вашей семьи



Таблица 3.


п. п


Наименование вида
топлива


Удельная теплота
сгорания, кВт•ч/кг,
кВт•ч/м3(для газа)


Удельное количество
углекислого газа,
м3/кг, м3/м3 (для газа)

1.


Уголь


8, 1


1, 7

2.


Нефть


12, 8


1, 5

3.


Природный газ


11, 4


1, 2





При определении количества израсходованного топлива и объема выделившегося при этом углекислого газа воспользуйтесь следующими формулами:

Для нефти и угля -

image50
image51

Для природного газа -

image52
image53



Примечание. Если у вас есть машина, то подсчитайте и добавьте в общий вклад вашей семьи количество углекислого газа, которое выделилось при сжигании вашим авто топлива.



Сделайте вывод, какой вид ископаемого топлива менее всего загрязняет окружающую среду?____________________________________________________



Задание 7.

Подумайте, что каждый изнас может сделать для уменьшения своего вклада в парниковый эффект? Сформулируйте ваши предложения в форме советов вашим современникам.

12 простых способов уменьшить собственный вклад в парниковый эффект.

Если вы не верите в пророчества о глобальном потеплении или до конца не убеждены в значимости вклада человечества в изменение климата, то может быть для вас станет аргументом то, что применение этих простых способов как минимум положительно скажется на вашем материальном положении, не говоря уже о чувстве собственной значимости, которое возникает, когда ты занят действительно большим и полезным делом. Плюс ко всему, чистый воздух еще никому не повредил.

Мы уже выяснили, что в загрязнение окружающей среды и парниковый эффект огромный вклад вносит промышленность в лице заводов, фабрик и т.д., но этот вклад меркнет по сравнению с тем, что идет от нас, жителей планеты Земля. Ведь, в конце концов, именно ради нас и стараются все эти предприятия, чтобы обеспечить нашу потребительскую способность. Будь мы более сдержанными в своих желаниях, да и просто разумнее относились бы к ресурсам, ни о каком глобальном потеплении сейчас речи бы не было.

Итак, вот простые способы, выполнение которых не нанесет вреда вашему благосостоянию, а сделает вас более экономными и заодно поможет климату взять себя в руки.

1). Получите как можно больше информации о глобальном потеплении: осведомленность - залог успеха. Нельзя бороться, не зная своего «врага» в лицо. Определите для себя насколько важна для вас проблема изменения климата. Верите вы в нее или нет? Если да, то самостоятельно определите, что является тому причиной. И примите собственно решение.

2). Выключайте телевизор, свет и другие электроприборы, когда не используете их. Это кажется естественным, но у огромного количества людей свет дома горит круглосуточно. Единственное, что потребуется от вас - это хорошая память и лишние несколько секунд на выполнение простых операций. Но тем самым вы неплохо уменьшите расход электроэнергии, и затраты топлива (а следовательно, количество вредных выбросов и парниковых газов).

3). По максимуму используйте естественное освещение.

4).Замените свои старые лампочки на флуоресцентные, энергосберегающие, они потребляют в 5 раз меньше энергии, сохраняя уровень освещения, и, кроме того, служат раз в 10 дольше.

5). По возможности используйте естественные способы вентиляции помещения взамен кондиционерам. Проверьте тепловую изоляцию помещения, сохраняйте нужную температуру естественным способом.

6). Экономьте воду, устраните неисправности, вызывающие ее утечку, не оставляйте кран включенным без необходимости. Очищение сточных вод и их дальнейшее распределение требует больших энергетических затрат.

7). Старайтесь приобретать бытовую технику класса А (по показателю энергоэффективности), удовлетворяющую стандарту Energy Star. Все крупнейшие компании мира стараются получить это одобрение.

8). Повторное использование. Не используйте одноразовую посуду и упаковки. Они, как правило, делаются из бумаги или пластика. Таким образом, сократите вырубку лесов и потребление нефти. Ходите в магазин с собственным пакетом.

9). Утилизация. Хорошая идея – сортировать мусор и то, что пригодно – сдавать на переработку. Переплавка алюминиевой банки требует гораздо меньше энергии, чем изготовление новой.

10). Отключите скринсейвер на своем компьютере, пусть вместо него через 5 минут будет просто черный экран. Используйте отключение дисплея и ждущий режим после длительного (более 20 минут) простоя.

11). Попытайтесь вести бухгалтерию и переписку on-line. Тем самым вы сократите выбросы, возникающие во время почтовых перевозок, и спасете несколько деревьев.

12). Ну и конечно больше ходите пешком, или ездите на велосипеде. Не стоит садиться за руль, чтобы проехать 500 метров.

Итог урока: Последние исследования, проведенные под эгидой ООН, окончательно лишили землян возможности спастись от всемирной катастрофы. Новая компьютерная модель показала, что глобальное потепление уже в этом столетии может превысить критический порог и стать стремительным необратимым процессом. Человек уже не в силах остановить глобальное потепление. Прежде всего, это означает, что у нас нет ни одного способа хотя бы как то отсрочить экологическую катастрофу, которая грозит нам уже в ближайшие десятилетия.

3.Закрепление. Учитель: а сейчас ответим на вопрос , поставленный вначале урока: Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека, в том числе и от вас лично?

Учитель: А сейчас ответим на вопросы и поставим оценки. Первая оценка своя, вторая учащихся класса, третья учителя.

Оценки выставляются в журнал.

4.Домашнее задание : конспект параграфа.

Учитель: спасибо всем за урок!

Литература: И.И.Баринова, В.А.Горбанев, И. В.Душина. География: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.М.:Дрофа,1999

А.П.Кузнецов. География. Население и хозяйство мира. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа,1998

В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение,2007
Категория: География | Добавил: юлия22 (17.08.2012) | Автор: Погорелова Юлия E
Просмотров: 2772 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Людмила0320   (23.11.2014 12:05)
Здравствуйте! Интересная тема, но мне кажется для 11 класса можно было бы добавить побольше форм организации работы. А в целом очень интересный материал. Спасибо за ваш труд.!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz