Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 09:23

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » География

" Ативизация познавательных интнресов на уроках географии через прменение опорных схем "
Акмолинская область
Бурабайский район
школа №6

«Активизация познавательной деятельности на уроках географии
через применение опорных схем»

Учитель географии
Осадчук Людмила Алексеевна

Г. Щучинск 2014 г.

«Велика и поразительна область географии…
Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению!
Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души!»
Н.В. Гоголь
слайд2
География в современном образовании является общеобразовательным предметом, который синтезирует знания из области естественных и общественных наук, выполняет важную роль в развитии у школьников знаний о великом разнообразии и единстве мира. География способна объяснить связи и взаимодействие предметов и явлений природного мира, сформировать рачительное отношение к природе, устранить неясности и неопределенности в понимании обычаев, традиций, ценностей различных народов. Это особенно важно в настоящее время, когда негативные последствия деятельности человека и общества в окружающей среде очевидны всем.
слайд3
Передо мной стоит главная задача- дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое. Я стараюсь в своей работе найти те эффективные методы обучения, которые помогут выполнить поставленную задачу.
Слай4
Для формирования географической культуры школьники должны иметь определенный понятийный аппарат, картографическую грамотность, освоить различные приемы логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Слайд 5
В условиях уменьшения часов на изучение географии, для того, чтобы сохранить стабильные результаты, приходится ставить и решать ряд проблем:
• как учить географии, чтобы обеспечить развитие, воспитание школьников и сформировать средствами географии систему ценностей личности;
• как поддерживать высокую мотивацию учения;
• как научить учащихся способам самостоятельной работы;
• как обеспечить высокий уровень преподавания для тех ребят, кто может работать по повышенному уровню усвоения учебного материала и для тех, кто усваивает только минимальные базовые требования, когда такие учащиеся занимаются в одном коллективе;
• как развивать умение работать с картой и запоминать большой объем картографической информации.
Слайд 6
Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов. Методику применения и сами опорные сигналы я заимствовала у педагогов- новаторов. Но я дополняю опоры, изменяю, адаптируя к ситуации, и придумываю свои.
слайд7
Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Наглядность на уроке играет большое значение. География – такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Действительно, сложно изучать какой-либо объект, не увидев его своими глазами.
Слайд8

Но показать все невозможно, да и нецелесообразно. Ведь у ребенка должно развиваться и абстрактное мышление. Наиболее важными средствами наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Данные средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. В процессе подготовке домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в повторении пройденного материала. К таким средствам можно отнести пояснительные рисунки, листы опорного сигнала (по системе В.Ф. Шаталова), опорные конспекты, моделирование, графические конспекты. которые я использую на своих уроках..
Слайд9
Опорные конспекты помогают мне управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают учащимся осуществить самоконтроль за результатами учебной работы. Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.
Слайд10
Что бы научить детей самостоятельно составлять опорные конспекты, я провожу специальный урок, цель которого – познакомить учеников с понятием «опорный конспект», с различными формами его записи.
Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом я использую сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу
Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (Схему,таблицу, диаграмму), способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Я строю логический опорный конспект в процессе изложения материала на доске цветными мелками и учащиеся приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключение урока по созданной схеме я провожу повторение и обобщение ключевого материала Работать интересно, увлекательно. Создание ЛОК и графических рисунков, обучение по ним – это творческая работа. Учащиеся достаточно легко и цельно запоминают материал объемной темы, которая может включать в себя несколько параграфов учебника. Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. В старших классах этот прием работы позволяет кратко конспектировать материал. У учащихся развиваются умения самостоятельной работы и самоконтроля. Опыт моей работы показал, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности у детей. На мой взгляд, составление опорных конспектов позволяет учащихся качественнее подготовиться к проверочной работе, а в настоящее время к экзамену за курс основной школы (ВОУД, а также к ЕНТ)

Преимущества графических конспектов заключается в том, что обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Это проблема усугубляется когда монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. А выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса. Построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания. В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе не выражены. Графический конспект - один из приемов самостоятельного приобретения знаний.
Слайд11
Умение работать с картой одно из важных умений в географии. Карта прочно вошла в нашу жизнь. На экранах телевизоров, на страницах газет мы видим элементы картографических знаний.
Слайд 12
Программа требует, чтобы учащиеся знали и показывали многие географические объекты. Но очень трудно добиваться высоких результатов в выработке умения работать с картой. Это заставляет искать оптимальные методы и приемы для повышения результативности преподавания географии. Многие методические проблемы удается решить с помощью применения на уроках и во внеурочное время технологии опорных сигналов
Опорный сигнал – это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово,..), заменяющий некое смысловое значение
Слайд 13
Опорные сигналы имеют значение и для учителя и для ученика. Сигнал:
• сжимает информацию;
• облегчает понимание новой информации;
• активизирует учащихся;
• экономит время;
• упрощает процесс запоминания новых терминов;
• наглядно демонстрирует связи между природными компонентами;
• помогает выделять главное;
• благотворно действует на психологический климат урока

Слайд14
Виды и формы опорных сигналов бывают разные
Виды:
• смысловые;
• ассоциативные;
• аббревиатурные;
• вербальные;
• графические.
Формы:
• схемы;
• таблицы;
• диаграммы;
• ассоциативное поле;
• опорные конспекты;
• алгоритмы
Слайд 15
Практическое применение технологии:
• на уроках и во внеурочное время;
• на уроках разного типа (традиционных и нетрадиционных);
• на разных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, проверки знаний;
Слайд16
Приведу примеры применения опорных схем и сигналов на уроках географии.
При объяснении природного комплекса дается большой объем информации. Для облегчения записи в тетради и для лучшего запоминания я даю схему природного комплекса . Как правило, данная опора запоминается на долгие годы и легко воспроизводится детьми спустя много лет.
Слайд 17
Подробный опорный конспект по теме «Подземные воды» .Опора упрощает процесс запоминания новых терминов. Пример приведен на слайде – воздушная масса.
Слайд 18
Многие темы можно объяснить с помощью опор, совсем не используя записей.
Например, тема – географическое положение Казахского мелкосопочника Границы природного района учащиеся легко объясняют сами, используя опору.
А можно применять опоры для последующего моделирования ситуации. Например, я объясняю, что такое агломерация, а учащиеся продолжают, используя опору, объяснять, что такое мегалополис
Слайд19,20.
Применяя опоры, я даю возможность учащимся «видеть» объект или понятие, которое уже исчезло из поля восприятия, т.е. запоминать его.
Слайд21
Чтобы показать, как я применяю опорные сигналы на уроках, предлагаю вам побывать на уроке географии в 7 классе .
Тема «Географическое положение Евразии». Наша задача на данном этапе урока найти, показать и постараться запомнить полуострова Евразии. Задача трудная, так как береговая линия Евразии сильно изрезана, полуостровов много. Но я думаю, что у нас все получится!
Слайд 22
Давайте представим, что материк Евразии – это часы. А полуострова - это деления на часах.
Слайд 23
Каждому делению будет соответствовать один или два полуострова.

Слайд 24
Смотрим на экран, повторяем полуострова, находим их на карте и стараемся запомнить.
Слайд 25
Слайд 26
Можно запоминать, применяя другие виды опор, например; ассоциации. На что похожи полуострова Евразии? Придумайте ассоциацию.
Слайд27
Данная технология помогает научить учащихся «видеть карту», даже не имея ее перед глазами. .
Умение «видеть карту» помогает учащимся результативно участвовать в олимпиадах, конкурсах, успешно сдавать экзамены в формате ЕНТ, везде, где использовать атласы нельзя, а карту знать надо. Считаю, что технология применения опорных сигналов на уроке и во внеурочное время, помогает мне добиваться определенных результатов.
Слайд 28
Слайд29

Хотелось бы привести новые веские аргументы в защиту опорного конспекта и порекомендовать молодым специалистам.
Слайд 30
Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему но выразительным, умело составленным текстом - будущее. А по большому счету опорный конспект ( ОК)- это реклама учебного материала Информация опорных конспектов не захлестнет ученика! Широкое применение компьютеров в жизни! Компактная опора весьма органична на экране монитора. ЕЁ легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. ЛОК и рисунки остаются современными в обучении.
Слайд 31

Сначала я открывал истины,
известные многим,
затем стал открывать истины, известные некоторым,
и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные»
К. Э. Циолковский
Категория: География | Добавил: Людмила0320 (22.11.2014) | Автор: Осадчук Людмила Алексеевна E
Просмотров: 728 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 bi-bi-gul   (09.06.2015 10:30)
ДОБРЫЙ ДЕНЬ, УВАЖАЕМАЯ КОЛЛЕГА! С ИНТЕРЕСОМ ОЗНАКОМИЛАСЬ С РАБОТОЙ.Я ВАШ ЕДИНОМЫШЛЕННИК.ПРИМЕНЯЮ ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ В ЦЕЛОМ И ОПОРНЫЕ СХЕМЫ В ЧАСТНОСТИ.НЕ СОГЛАСНА С ТЕМИ КОЛЛЕГАМИ,КОТОРЫЕ УТВЕРЖДАЮТ,ЧТО ЭТО ПРОШЛЫЙ ВЕК.ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ОЧЕНЬ ДИНАМИЧНЫ,СОДЕРЖАТЕЛЬНЫ И ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫ,ОСОБЕННО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА  6-7 КЛАССОВ.РАБОТЫ С ОПОРНЫМИ СХЕМАМИ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АБСТРАКТНОГО И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.СПАСИБО!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz