Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 19:12

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » ИЗО

Развитие личности ребенка в изобразительной деятельности
Развитие личности ребенка в изобразительной деятельности.

Огромное значение в формировании личности школьника имеет изобразительная деятельность. Как учебный предмет изобразительная деятельность часто неправомерно и ошибочно считается в школе второстепенной. Между тем влияние изобразительной деятельности на ребенка ничем не заменимо и невосполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Ребенок, изображая события и явления окружающего мира, учиться наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребенка, формирует его эмоциональную сферу. Дети, наблюдая за происходящим вокруг, изображая увиденное, пытаются так или иначе определить и нравственную ценность изображаемого. Овладение ребенком критерием красоты одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.
Отображая жизненные факты в рисунке, ребенок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей школьного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству, при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.
Изобразительная деятельность включается в разнообразные занятия детей: в коллективные игры, творческие дела, в подготовку и проведение праздников и т.д. Вся эта разнообразная деятельность может служить основой для воспитания эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности, повседневной жизни. В этой деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая друг другу.
Обдумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближают ребят, способствуют формированию у них положительного отношения друг к другу. Сами изделия (гравюры, керамические фигурки, открытки, книжки и т.д) делаются для коллектива класса или для подарков родителям, педагогам, своим товарищам, поэтому служат основой положительного поведения детей в реальных жизненных ситуациях. Сталкиваясь с различными поступками людей в школе, семье, ребенок не всегда обращает внимание на эту сторону их поведения. Педагог учит детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению нравственного опыта ребенка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека. Конечно, не все доступно и посильно ребенку для изображения. Поэтому учитель старается дать для наблюдения близкий детям материал, обсуждает с ними, как лучше изобразить, чтобы было понятно, что хочет сказать ребенок. Со временем содержание наблюдений усложняется, увеличивается степень самостоятельности ребенка в отборе жизненного материала для изображения в рисунке.
Педагог особое внимание уделяет организации и стимулированию наблюдений за нравственной стороной поведения человека, за его переживаниями. В процессе наблюдения, рассматривания картин, иллюстраций ребенок учится судить о переживаниях людей по внешним проявлениям, по мимике, позе, жестам людей. Учитель стремится к тому, чтобы дети не оставались сторонними наблюдателями, а отзывались бы радостью на радость, сочувствовали огорчению другого человека, а если возможно, подбодрили его, помогли ему. Умение понимать других существенно помогает ребенку найти верную линию поведения среди сверстников. В классе, играх, в общественных делах это качество необходимо ребенку для того, чтобы установить дружеские и товарищеские контакты в детском коллективе, и для формирования у него такого важного нравственного качества, как отзывчивость. Свои мысли и чувства детям легче выразить в художественной деятельности. Средствами выражения чувства в рисунке служат композиция, цвет и динамика изображения. При их помощи ребенок выражает свое отношение к изображаемому. Явления, которые его радуют, нравятся ему, он рисует красивыми, яркими, красочными. На другие он реагирует отрицательно и потому изображает их мрачными или карикатурно некрасивыми. Рисунок представляет собой новую, воображаемую жизнь, которая создается в процессе изобразительного творчества ребенка. Эту жизнь ребенок не только создает, но и сам в ней участвует.
Рисуя, дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, поют, другие шепчут что-то потихоньку, у третьих изменяется выражение лица. Изобразительная деятельность помогает формировать у ребенка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Последнее отражается на формировании у школьников коллективистических критериев нравственно- эстетической оценки явлений действительности. Эта деятельность влияет на развитие у детей правильного отношения к природе, умения ценить природу. В.А. Сухомлинский, наблюдая за детьми , приходит к заключению: «…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

Абдрахманова Н.К.
учитель ИЗО Ковыльненской СШ

Источник: http://galima-62@mail.ru

Категория: ИЗО | Добавил: galima (02.04.2011) | Автор: Абдрахманова Наталья Конкаевна E W
Просмотров: 2351 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Дарьинск6475   (22.08.2016 20:52)
Здравствуйте ,Наташа! Выверно заметили, что влияние изобразительной деятельности на ребенка велико.И, конечно же, нас учителей изобразительного искусства часто обижает
высказывание коллег о не важности и второстепенности предмета.

1 Дарьинск6475   (22.08.2016 20:50)
Здравствуйте ,Наташа! Вы верно заметили, что влияние изобразительной деятельности на ребенка велико. И, конечно же, нас учителей изобразительного искусства часто обижает высказывание коллег о не важности и второстепенности предмета.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz