Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 03:08

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Профессиональное обучение

Опыт работы
Опыт работы
«Нетрадиционные формы работы с родителями»

Доброе утро, дамы и господа! Спасибо за предоставленную мне возможность рассказать Вам о моём опыте работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду».

Нам всем известна проблема многих воспитателей в детских садах, связанная с работой с родителями. Мы все знаем, что семейное воспитание детей дошкольного возраста в сравнении с общественным имеет более долгую историю. Ведь именно в семье у ребёнка закладываются определённые нормы поведения, качества личности, формируются умения и навыки. Совместное проживание, родительская любовь, общие заботы по дому – всё это способствует выполнению семьёй главной задачи – воспитание детей. Однако количество семей, о которых можно с уверенностью утверждать, что они благополучны, с каждым годом уменьшается.

Среди проблем современных семей можно выделить:

— безответственный подход к планированию семьи, рождение нежеланных детей;

— большая забота родителей о заработке, обеспечивающем физическое выживание, чем о воспитании детей;

— снижение количества времени, уделяемого родителями общению с ребенком, преобладание в общении наставлений, запретов, упреков, окриков, которые либо подавляют его инициативу, либо вызывают протестное поведение;

— изменения в структуре семьи (отец перестает быть главой семьи; дети живут с одним родителем, не имеют братьев и сестер; бабушки и дедушки живут отдельно или дистанцируются от внуков; молодые родители не хотят перенимать опыт воспитания детей от старшего поколения) ;

— отсутствие готовности быть родителем и специальных социальных институтов, которые ее формируют.

В связи с вышеизложенным мне стало ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности; отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений я считаю должны быть направлены на улучшение семейного микроклимата; формирование положительных взаимоотношений в семье; повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения; формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовку его к школе.

Моей главной целью в работе с родителями стало: вовлечение родителей в образовательное единое пространство «Детский сад-семья»

Мною были разработаны основные задачи:

1. Организация системного подхода по информированности родителей в вопросах обучения и воспитания детей.

2. Обогащение процессов общения между детьми и взрослыми и родителями и воспитателями.

3. Сохранение физического и психологического здоровья детей

4. Формирование у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей;

Проведенное социальное анкетирование в младшей группе на предмет взаимодействия педагогов детского сада и родителей показало, что:

— 62% опрошенных родителей считают, что педагоги могут помочь советом, а действовать должны они сами;

— 27% опрошенных родителей ответственность за воспитание детей в равной степени возлагают на себя и педагогов ДОУ;

— 11% опрошенных родителей заботу о воспитании ребенка возлагают на педагогов.

При этом большинство родителей не спешат обращаться к педагогам ДОУ за помощью, поскольку:

— 84% из них не придают особого значения трудностям воспитания и образования ребенка;

— 81% считают это неудобным, так как, по их мнению, подобные консультации не входят в обязанности педагогов;

— 37% полагают, что с имеющимися проблемами справятся сами.

Результаты исследования потребовали пересмотра привычных форм работы с родителями в детском саду. Я пришла к выводу, что необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Моя задача - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

Я использую дифференцированный подход при организации работы с родителями, который является необходимым звеном в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- одновременное влияние на родителей и детей;

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

- использование различной дидактической литературы и наглядную информацию.

Такая дифференциация помогает найти мне нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи носит в нашей группе системный характер.

На мой взгляд, целесообразно выделить в существующем многообразии форм работы с семьями воспитанников центральную — родительское собрание, которое становится отправной точкой для годового планирования педагогом других подчиненных по отношению к нему форм взаимодействия с родителями.

Технология взаимодействия всех воспитывающих ребенка взрослых имеет циклический характер. Ее центральный момент — планирование работы педагогов с родителями.

Планирование этой работы начинается с определения ее цели и задач. Цели данной работы могут носить как общий, так и частный характер.

Общая цель работы с родителями — установление с ними сотруднических отношений.

Частная цель раскрывает, в чем именно будет состоять сотрудничество.

Для постановки частной цели необходимо установить связи между общей целью и — особенностями семей воспитанников, интересами и потребностями родителей, приоритетными направлениями работы ДОУ; темами самообразования педагогов, достижениями и трудностями в работе с семьями за прошлый год.

Следующим шагом становится определение последовательности тем и сроков проведения родительских собраний.

Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительского собраний, я разрабатываю перспективный план работы с родителями на год, содержащий перечень и сроки проведения различных мероприятий.

Предшествующая работа направлена не только на подготовку родительского собрания, но и на изучение семьи, расширение и углубление представлений о ней. Полученные в процессе такого исследования данные учитываются мною при планировании методов проведения и содержания родительских собраний, а также определяют формы последующей работы и их наполнение.

Представление сетки плана.

В ходе последующей работы, так же как и в процессе предшествующей, могут уточняться сведения о семьях воспитанников. Кроме того, последующая работа, предполагает оценку эффективности проведения основных и предшествующих мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников.

Завершающий шаг составления годового плана работы с родителями — его анализ который можно проводится с опорой на следующие критерии:

— соответствие между целью и задачами взаимодействия с родителями, раскрытие достижения цели через решение ряда задач;

учет особенностей семей воспитанников, интересов и потребностей родителей, достижений и трудностей в работе с семьями за прошлый год при планировании форм, тематики и содержания мероприятий;

взаимосвязь предшествующей и последующей работы с центральной формой взаимодействия с родителями — родительским собранием;

разнообразие планируемых форм работы;

выявление успешного опыта семейного воспитания и распространения его внутри ДОУ;

включение в план оценки достижения цели и задач взаимодействия с родителями за год.

В дальнейшем осуществляется намеченная в плане система работы с родителями, в ходе которой происходит уточнение данных о семьях воспитанников, интересах и потребностях родителей.

Далее мною проводится анализ итогов работы за год, включающий оценку достижения цели и задач, выявление недостатков в работе с родителями и их причин. В ходе анализа итогов работы ещё раз возвращаюсь к анализу годового плана. Кроме того, результаты анализа итогов работы служат стимулом для продолжения изучения семей воспитанников.

Анализ итогов работы за год, возврат к анализу годового плана работы и продолжение изучения семей становятся основами планирования взаимодействия с родителями на следующий год.

Я считаю, что такой подход к планированию обеспечивает связь между всеми мероприятиями, позволяет избегать стихийности в работе. Однако описанная выше технология планирования не означает, что абсолютно все формы взаимодействия с семьями воспитанников должны быть подчинены тематике родительских собраний. Необходимо также предусмотреть возможность проведения мероприятий с другой тематикой, потребность в которых обусловлена задачами всестороннего развития личности каждого ребенка. Основные мероприятия и собрания, проводимые мною в нашей группе:

Родительское собрание в форме: беседы; семинара – практикума; вечер вопросов и ответов; интеллектуальной игры «Счастливый случай» (для любых возрастов детей) ; встреча – путешествие; «Круглый стол»; творческий отчёт и т. п.

Совместные мероприятия и конкурсы: поделки из природного материала; «Оригамская сказка»; «Строим снежный городок»; участок летом; конкурс «Новогодняя сказка»; создание «Музея семейного творчества»; «Родословная моей семьи»; создание и пополнение игротеки группы нетрадиционными играми и театром; «Мама, папа, я – спортивная семья! » и т. п.

Совместные выезды в музеи, зоосад, игровой городок, в театры, на выставки.

Заседание родительского клуба – 1 раз в месяц

К признакам, по которым я сужу о качестве организации своего взаимодействия с родителями воспитанников, можно отнести:

—понимание мною ведущей роли семьи в воспитании ребенка и своей роли как помощника родителей;

—организация работы с родителями на основе нормативно-правовых документов разного уровня;

—владение способами налаживания взаимодействия с членами семей воспитанников на каждом из этапов установления доверительно-деловых контактов с ними;

—достижение единства педагогов и родителей в определении цели и задач, требований, методов и приемов воспитания ребенка;

—определение цели, задач, форм и содержания взаимодействия с семьей на основе изучения их потребностей и интересов, особенностей семей воспитанников, достижений и трудностей в работе с семьями за прошлый год;

—технологичность планирования взаимодействия с родителями;

—разнообразие используемых форм и методов работы с семьями воспитанников;

—систематическое повышение мною своей общеобразовательной, предметной, методической и психолого-педагогической компетентности, позволяющей быть авторитетным в работе с родителями, качественно организовать взаимодействие с ними.

А самое главное моё достижение в работе - это то, в нашей группе царит доверительная атмосфера, воспитатели и родители сообща решают главную единую задачу: воспитание свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе и в социуме.
Категория: Профессиональное обучение | Добавил: Ираида7876 (25.02.2015) | Автор: Байтикенова Ираида Кушербаевна E
Просмотров: 318 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4 Алексабер   (26.03.2015 23:46)
Всегда вызывает искрений интерес только те материалы, что проверены на практике, пережиты в непосредственной школьной жизни. Родители и учителя - вечная тема в школе. Я - и отец, и учитель. И иногда ловлю себя на мысли, что действую как в том известном анекдоте: "Жена у Ивана-царевича была царевна-лягушка. На работе она была царевна, а дома..." Вот и у меня так. На работе я требую, требую... А прихожу домой, слушаю, что рассказывает мне мой сын, возвращаясь сам из школы, из негодую на школу, на учителей, на наше образование. Статья - правильная, хорошая и умная. Главное - можно из неё для себя почерпнуть много полезного.

2 karlovivari   (02.03.2015 21:48)
обязательно пригодиться

1 tanjager   (27.02.2015 17:33)
Спасибо за интересный материал.

3 Татьяна9389   (22.03.2015 09:16)
Очень актуальная тема для нас - педагогов. Работая на данный момент с детьми 1 класса в сфере дополнительного образования, я понимаю, что
помощь  со стороны родителей младших школьников должна быть, особенно на
театральном отделении. Ведь дети еще не умеют ни читать, ни писать, и,
если родители не сделают это вместе со своими детьми, не уделят им хотя
бы пару часов в день на выучку материала, то на занятие ребенок придет
не подготовленный. А кто будет виноват? Конечно же не ребенок, а его
родители, которые с головой ушли в бытовые заботы и им просто некогда
посвятить себя детям. Об этом необходимо говорить с родителями, а иногда
и воспитывать не только их детей, но и их самих. А это дело, уж
поверьте мне, не из легких. Я хочу пожелать автору статьи иметь дело
только с отзывчивыми, благодарными родителями, которые находили бы общий
язык и со своими детьми, и с воспитателями, педагогами.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz