Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 18:38

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Самопознание

Толерантность – путь к миру
Пивоварова Любовь Густавна,
учитель начальных классов,
Корнеевская гимназия, школа дополнительного образования «Санкт-Лоренц»,
Есильский район, Северо-Казахстанская область.

Урок этики в 4 классе с использованием компьютерной презентации.
Тема: "Толерантность – путь к миру"
Цели и задачи урока:
Знакомство учащихся с понятием «толерантность», значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми, развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.
1. Организационный момент. «Минутка радости»
-Добрый день. Дорогие ребята, уважаемые гости мне очень приятно видеть вас на нашем уроке .
-Ребята, возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами за одной партой и молча, пожелайте своему товарищу что-нибудь приятное, доброе, удачи в работе.
- Как вы думаете, теперь вам будет легче работать на уроке? - Почему?
2 Сообщение темы
-Сегодня на уроке мы будем говорить…? О чём вы узнаете, разгадав загадку.
Утром на четырёх, днём на двух, вечером – на трёх. (Человек)
-Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качестве его личности.
3. Введение в тему. (Релаксация)
- Наш урок начнём с притчи, которая поможет нам сформулировать тему урока.Притча называется «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ ПРОЩЕНИЕ,» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".

- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
( Любовь, терпение, прощение).
-Ребята, как вы думаете, о чём будем беседовать на уроке?
(О дружбе, доброте, терпении, о любви, об уважении, о дружеских взаимоотношениях в классе…и т.д …)
- Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». (На доске)
- Вам понятно значение этого слова?
4. Знакомство с новым понятием.
- Понятие «толерантность» для обычного сознания непривычно. Нам ближе наше слово – «терпимость».
Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то. (На стенд «Сегодня на уроке» )
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением. (умение жить в мире и согласии со всем миром.)
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, находить точки соприкосновения.
- В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна.
Как вы думаете, почему? (Происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности).
- Что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
5. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) Качества толерантности.
“Основные черты толерантной личности” Работа в группе
- Создадим «Солнышко» (двухстороннее), которое может стать символом толерантности класса.
-«Толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
( Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.)
- Ребята, на столах лежат карточки с различными качествами человека. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Карточки - лучики: злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, прощение, вспыльчивость, раздражение, поддержка, сотрудничество, скупость, ложь, согласие, зависть
Человек обладающий этими качествами - Толерантная личность.
Если люди будут обладать всеми перечисленными качествами, то на Земле иcчезнут войны, ссоры. Люди не бyдyт cтрадать, ненaвидeть друг друга. Только нужно всeм людям научиться любить этот мир, любить его таким, каков он есть». Должны быть снисходительными толерантными друг к другу, терпимее, уважать мнение других.
б) - Но ведь у толерантности должно быть лицо! Как вы думаете, как должна выглядеть толерантность? Давайте попробуем составить (Устную картинку) образ толерантности. (повернуть солнышко 2 стороной - улыбчивой)
- Используем литературный приём – олицетворение .
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествам?
- Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга?
- Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
- Всегда ли мы вежливые по отношению к знакомым и незнакомым.
- Почему слово «Толерантность »написано яркими цветами?
(Ребята говорят о том, что бывает так, что они ссорятся, не могут выслушать друг друга до конца, не уступают в играх товарищам.)

- А можем ли мы изменить себя? В лучшую сторону.
- Можем ли воспитать в себе те качества, о которых мы сегодня говорим?
- Может мы, изменимся сами в лучшую сторону, поможем измениться товарищу. Мир станет светлее и добрее.

в) Притча «Ворота сада»
1.Какой нpавcтвенный урoк преподaл отец сыну?
2. Пoчемy важно не причинять злa другому чeловеку?
3. Кaк вы понимаeте смысл выражения «нe терять самообладания» ?

г) - Какое наставление вам помогает жить в мире? (знание и соблюдение Кодекса чести)
Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
д) Презентация «Как понимают толерантность другие»
е) - А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

е) Памятка. (На сердечках в шкатулке)
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку.
Имей терпение выслушать собеседника.
Подумай, из-за чего возник спор.
Спокойно объясни свою точку зрения.

ж) Решение проблемных ситуаций. Работа в паре
-Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
- В этом Вам поможет «Смайлик» (карточки)
1. Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
2. В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Твои действия.

3.Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки? Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
6. Физкультминутка.
- Сейчас сыграем в нехитрую игру. Повторяйте движения, о которых я буду вам говорить:
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись все на месте,
Громко хлопнули 3 раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все «Ура!»
А теперь и сесть пора.

7. Подведение итогов. с переходом на слово.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

8. Просмотр слайдов (Вороны….)
9. Вика выучила к нашему уроку стихотворение. Давайте её послушаем.

На огромной на планете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные,
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик,
Кто-то слабый ученик.
У одних - большие ушки,
У других - кругом веснушки.
Кто- то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить!

-Ещё раз убеждаемся, что все мы разные.

10. Чтение хором слов: «Мы все разные, но нам хорошо вместе! Давайте ценить друг друга!»

11. Просмотр клипа «Лягушата и индюшата»
12. Рефлексия. В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
1 ученик. Максим
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от света.
Доброта- не пряник, не конфета.
2 ученик. Настя
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
3 ученик. Серёжа М.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
- И всё это вам поможет жить в мире.

Чтобы поверить в добро, надо начать его делать (Л.Толстой)
13 . Творческая работа. «Толерантный человек – это…»»
- Возьмите цветную бумагу (цвет по желанию), обведите на ней свою ладошку и вырежьте её. На пальцах напишите свои 5 хороших качеств,

Вырезание и оформление ладошек под песню «Будьте добры».

-Ребята! Нам было очень хорошо вместе сегодня. Давайте вспомним, о чем мы говорили на этом уроке ?
- Молодцы! Мы действительно говорили о добре и доброте; о том, что каждый человек – и взрослый, и маленький, – всегда должен быть добрым и отзывчивым. И тогда на планете Земля всем ее жителям обязательно будет хорошо, светло, тепло и мирно.

-Давайте, дети, дружно возьмемся за руки. Крепко пожмем друг другу ручки. А теперь скажем всему миру от чистого сердца:

Твори добро на всей земле,
Твори добро другим на радость!
-Молодцы! А теперь похлопаем громко в ладоши, чтобы наши слова услышали все люди на планете.
-Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше.
14. Домашнее задание.
А)ТЕСТ о толерантности (приложение)
Б) Для семейного домашнего чтения я приготовила для вас историю-притчу. (Приложение)
15. Выставка книг: « Толерантность литературных героев в произведениях».
16.Вручение медалек «Будем толерантны!»
-Наш урок я бы хотела закончить словами
Не забывайте подарить добро
Соседу, родственнику, другу.
Оно, как истинное волшебство,
Вернётся к вам по кругу.
Категория: Самопознание | Добавил: lyubov (17.01.2014) | Автор: Любовь E
Просмотров: 944 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 2
2 Kseniya   (04.08.2014 20:14)
Мне очень понравилась идея с двухсторонним солнышком, спасибо!

1 larris   (11.05.2014 21:02)
Разработка интересна, использование проблемных ситуаций развивает у учащихся интерес к познанию они учатся объяснять поступки окружающих и свои поступки в разных жизненных ситуациях. Солнышко толерантности зажигает в сердцах детей тепло и доброту не смотря на то, что мы все такие разные. Успехов Вам.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz