Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 03:00

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Самопознание

Законы нравственности – законы жизни
Трякина Наталья Петровна,
учитель самопознания,
ННПООЦ «Бобек» гимназия «Самопознание»

Законы нравственности – законы жизни
… У насекомых есть фаза развития, которая соответствует его формальной взрослости – это имаго. В биологическом мире насекомые могут размножаться, не успевая до развиться до взрослой особи. Личинки воспроизводят личинок. Но это насекомые! А человек XXI века? Он может прожить, так и не повзрослев, так и не «взлетев». Это может случиться , если у него не будет внутреннего духовно-нравственного воспитания для сердца. Что же это такое внутреннее воспитание?
Ш. Амонашвили говорил: «Наше общество и образование в целом страдают от бессердечия и от сердечной недостаточности!» Поэтому внутреннее воспитание – это воспитание нравственности и духовности, которое сочетает в себе: благородство, воспитанность, интеллигентность, гуманитарное сознание и саморазвитие.
Это такой процесс целенаправленного изменения ребенка, ради его собственного самосовершенствования. Воспитание этики и нравственности – это духовный аспект, а традиционная роль образования – это передача интеллектуальных знаний и культурных ценностей. Но если, передавать знания ребенку может учитель, то формировать духовность, очень чуткую и тонкую материю, заложить основы нравственности, способен самый близкий человек – это мама.
Ведь такие категории как порядочность, доброта, честность, благородство, передаются на генном уровне, они, как бы закладываются в позвоночнике и передаются ребенку с молоком матери! Развивать и формировать их, необходимо до пяти лет. Как видите, в школу ребенок приходит уже сформированным, а учителя направляют и развивают уже готовое.
Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов: образование интеллектуального (внешнего образования для ума) и нравственно-духовного (внутреннего образования для сердца).
Необходимо «слить» эти два аспекта вместе и тогда образование будет полным. На уроках самопознания ребята учатся очень не простой науке «Быть хорошим человеком». Априори в каждом человеке заложен нравственный закон, единый для всех людей.
И.Кант утверждал, что «Нравственность учит не тому как стать счастливым, а тому как стать достойным счастья». Поэтому, помогая ученикам понять, что есть человек, какова его природа, его внутренний мир, можно мотивировать его познавательные интересы и раскрытия эмоционально-сердечной сферы.
Говорят, что новое - это хорошо забытое старое. И во всех современных методиках по педагогике можно обнаружить переложенные на язык и понятия современности древние наставления по духовному развитию личности, которые выдержали испытания тысячелетий.
Автор проекта духовно-нравственного образования «Самопознание» С.А.Назарбаева в поисках ответа на вечные вопросы, писала: «Ни на минуту не сомневаюсь, чтобы ответить на все эти извечные вопросы бытия, нужно возродить общечеловеческие ценности, вернуться к своим собственным истокам. Надо возродить этику жизни; ведь народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями, черпал воду из хрустального родника духовности. Но в бурном ритме последних десятилетий путь к своим истокам наши современники попросту забыли».
Слово ИННОВАЦИЯ (анг.яз) – это изменения в системах, а сама программа самопознания это и есть инновация в традиционной системе образования.
Слово ШКОЛА (лат.яз) – лестница, то есть духовное и интеллектуальное восхождение человека. А УЧИТЕЛЬ, с языка санскрит, «носитель света».
Эти слова Ш.А. Амонашвили напрямую относятся к учителю самопознания. На этом уроке учитель помогает ребенку открыть самого себя. Философия самопознания такова, что изменения, которые происходят в личностном развитии ученика создаются его собственными усилиями в условиях, которые создает учитель.
«Воспитание состоит из двух слов: ось и питание, то есть питание оси. О какой оси идет речь? О питании духовной оси – питании души. В школе через питание оси происходит восхождение и становление самого главного в человеке души и духовности» Ш.А. Амонашвили.
Современный урок – это урок свободный, творческий, нетрадиционный, с использованием нововведений. Он должен быть дискуссионным, стимулировать учеников поиску современного решения проблем, их обобщения и дальнейшего осмысления истины. Обязательны интерактивные методы обучения, которые направлены на развитие сердечно-эмоциональной сферы, способствующей развитию нравственно-духовных качеств. Нужно стремиться выстроить урок живым, интересным, тесно связанным с жизнью, с усвоениями правил праведного поведения, с развитием навыков преодоления трудностей, возникающих в жизненных ситуациях. Очень важны беседы, где каждый может высказать свое мнение, задать волнующие его вопросы. Одно из творческих заданий в старших классах я называю: «Дизайн личности». Нужно честно ответить и записать следующие вопросы: Какой Я? Что Я делаю? Что Я думаю? Это своего рода рефлексия, когда учащиеся видят себя как бы со стороны и происходит процесс самоопределения и поиска истины.
Как говорит казахская пословица : «Хорошее слово – половина выполненного дела». Поэтому использование притч, цитат выдающихся мыслителей и просветителей нашей земли, таких как: Ю.Баласагуни, Аль-Фараби, Шакарима и др., - обязательны на каждом уроке! Иногда эти цитаты становятся истинными проводниками по жизни ребенка. Не менее важными продуктивными являются такие инновационные технологии как: «Академический спор», «Паспорт души», разработка проектов «Какой я в будущем?», «Я и моя жизнь», «Твой рецепт счастья», «Наедине с собой».
Очень хорошо и доступно все эти методы изложены в методических пособиях которые выпускают ИГРЧ.
В заключении следует подчеркнуть, что урок самопознание основан на позицию учителя: «Меняй себя ради себя». Наши уроки - это образование для ума и сердца, в основе которых лежит наука Совести!
«Современное общество нуждается в образованных людях с открытым сердцем, обладающих широтой мысли, способных к бескорыстному служению обществу». С.А.Назарбаева.
Мне хотелось бы представить размышления ребят о значимости и необходимости уроков нравственного развития:
• - «Это урок единственный, где чувствуешь себя свободно, где можно говорить открыто то, что у тебя на душе, не боясь что тебя осудят или перестанут уважать. Здесь всегда тебя выслушают, дадут совет на те проблемные вопросы которые тебя тревожат. Этот урок помогает общаться и раскрывать свои внутренние скрытые качества. Я считаю, что для развития личности этот урок просто необходим!».
10 «А» класс М Г.

• Благодаря самопознанию, я научился отличать хорошее от плохого, эти уроки помогают мне разобраться в себе, найти себя. Благодаря этому предмету я стал лучше.
10 «А» класс Т. Б.

• «Человеческое счастье – это «самодельное» качество человека, которое он должен сам развивать и осуществлять. Оно должно подпитываться позитивом от повседневного дня и тогда оно будет развиваться и увеличиваться. Счастье нужно творить самому, а это значит – если ты будешь счастлив, то и окружающие тебя люди будут счастливы тоже».
11 «А» класс К. А.
• «На мой взгляд, каждый выбирает для себя то, что делает его счастливым. Это совсем не сложно, когда здоровы твои близкие, улыбается мама, ты помог своим друзьям. Ведь если близкому мне человеку плохо, я не могу быть счастливой. Многие люди ждут то весны, то лета, то нового года, чтобы стать счастливым, а достаточно стать счастливым здесь и сейчас. Счастье это когда твой внутренний мир наполнен любовью, милосердием, искренностью и красотой».
11 «А» класс А. М.
• «Урок самопознания – это единственный урок, где можно духовно развиваться. На этом уроке мы говорим о любви, о честности, об отношениях между людьми. Мы не только говорим, но и учимся толерантности, учимся правильно вести беседу и выслушивать друг друга. Мы становимся более общительными, развивается мышление и логика. Нам просто необходим этот урок!»
10 «В» класс Т. И.
• «На этом уроке можно подумать о жизни, поразмыслить о наболевшем и понять окружающих тебя людей. Сам учитель дает нам «пищу для размышлений». В последнее время моя жизнь стала более насыщенной, появились новые друзья, яркие краски, положительные эмоции. Этот урок позволяет со стороны посмотреть на свою жизнь и осознать что правильно, а что нет.
10 «Г» М. А
Категория: Самопознание | Добавил: ТатьянаТатьянка (29.11.2016) | Автор: Трякина Наталья Петровна E
Просмотров: 17 | Теги: общечеловеческие ценности, самопознание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz