Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 07:29

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Книжная полка

А. Платонов «Песчаная учительница»
Ақтөбе облысы Әйтеке би ауданы Милы аулы «Милы орта мектебі» мм Дуйсенгалиева Самал Кунарбаевна
орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі
Тема:. А. Платонов «Песчаная учительница»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница”.
обучающая: познакомить обучающихся с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;
развивающая: развитие логического и образного мышления;формирование диалогических умений;
воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: урок-диалог, один учебный час с использованием компьютерных слайдов.
Межпредметные связи: история и литература, изобразительное искусство и литература.
Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный, практический.
Оборудование: раздаточный материал: карточки для индивидуальных заданий, информационные листы.
Наглядные материалы: портрет А.П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентация, репродукция картины “Христос в пустыне”.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Слово учителя.
В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
II. Определение темы, постановка цели.
1. Как проявляются качества героини рассказа?
1) Почему рассказ называется “Песчаная учительница”?
2) Чему подчинена композиция рассказа?
3) Какие проблемы поднимаются в произведении?
2. Как, исходя из этого, можно сформулировать тему урока? (слайд 1)
3. Сформулируйте свои цели.
4. Работа с эпиграфом (слайд 2):
Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придет, а от разума и трудное легким станет.
Из сборника сказок А.Платонова
Чтение, выделение основной диалогической пары “сердце – разум”
III. Исторические справки (работа с информационными листами).
1. Насколько в рассказе отражены особенности времени?
2. Охарактеризуйте исторический отрезок 1917-1927 годы (информационный лист 1)
Вывод: Платонов решает скорее общечеловеческие проблемы, чем конкретно исторические. Но он не абстрагируется от своего времени, а пытается раскрыть свое понимание жизни человека в условиях современной ему исторической ситуации.
IV. Работа в режиме диалога.
Анализ основных проблем в режиме диалогических пар философии А.Платонова (слайд 3).
Ознакомление детей с основной схемой (приложение 1).
Составить схему диалогических пар на основе посылок из текста. (Слайд 4).
• молодость – пустыня,
• надежда-отчаяние
• мужчина-женщина
• кочуи-хошутинцы
• Пафос • “Странно, что никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучащего его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста…”
• “Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной стала теряться и потухать…”
• “Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне…”
• “Первая настоящая в жизни Марии печаль…”
• “Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой…”
• Ирония
Работа по исследованию текста.
События рассказа “Песчаная учительница” происходят в пустыне. По мнению западноевропейского ученого, знатока символов Кэрола, в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества. Иисус Христос, согласно библейскому преданию, уходил в пустыню на сорок дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.
- Работа с картиной “Христос в пустыне” ( информационный лист 2)
Лирическому герою стихотворения А.С.Пушкина “Пророк” вдохновение в образе Серафима также является в пустыне:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Изображение пустыни.
1. Проследите за тем, как автор описывает пустыню, и какой она, предстает в разное время года?
o Астраханская пустыня и среднеазиатская пустыня: в чем их отличие.
o Причины использования терминов “ландшафт”, “солонцы”, “лессовая пыль”, “барханы”
o Роль выразительных средств: сравнения (пылающие костры саван – “огонь несущий смерть”) эпитеты жуткое небо, шипящий ветер, “стонущий” песок, “дымящиеся верхушки барханов”, непрозрачный воздух, наполненный песком, буря в пустыне, “когда яркий день кажется мрачной ночью”.
2. Почему страшная картина опустошающей бури в мертвой среднеазиатской пустыне завершается описанием другой, “наполненной звоном жизни” земли, которая чудилась путнику за морем барханов?
3. Чем являлась пустыня для жителей села? Почему в двух описаниях пустыни первое высказывание не содержит негативной оценки, которая есть во втором эпизоде.
4. Соотнесите описание зимней пустыни с душевным настроем героини.
5. Найдите и опишите пустыню, преображенную стараниями жителей села и молодой учительницы.
6. Сообщение: изображение душевного состояния героини:
• в начале рассказа – “пейзажный характер описания”
• душа героини, как возрожденная степь, победила в этой борьбе.
Проведите мини-исследование по предложенным вопросам и предложите вопрос другой группе.
7. Заслушивание индивидуального задания (анализ образа главной героини по заданной схеме) схеме (слайд 5)
В начале повествования мы видим героиню и ее окружение таким:
Пустыня Душа Мечты Дела
Прикаспийская “Треплет ветер и землетрясения роста” О счастливой, спокойной жизни, о работе, приносящей только удовлетворение Учеба

Затем к ней приходит первая настоящая печаль, связанная с крушением ее мечты о будущем. Она постигает противоречия жизни, связанные с трудностями жизни в пустыне, встречей с аборигенами, постижением их правды жизни. Героиня меняется, встречает трудности, добивается восстановления земли

Среднеазиатская Душа Мечты Дела
Целые сугробы мельчайшего беловатого песка … и еще больше заневестилась лицом О лучшей жизни в пустыне Зеленели посадки
Каждый ученик выбирает себе траекторию, по которой строит свое продвижение на уроке
8. В чем заключается Поступок героини?
Отдать свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья.
9. Выделение “Ценности” – служение людям.
Обучающиеся выделяют свое (современное) понимание данной ценности, а также то, другое понимание.
(Пафос и ирония.)
10. Работа обучающихся в диалоговом окне “Диалог с Героем”
V. Региональный компонент.
1. Вплоть до 70-х годов XX века в нашем районе в школах работали приезжие учителя. Они так же, как и “песчаная учительница”, были направлены к нам. Их заслугой является обучение и подготовка местных кадров, приобщение к культуре и т.д.
V. Подведение итога урока, оценки.
VI. Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение на тему “Роль учителя на селе”.
Категория: Книжная полка | Добавил: Айару6308 (23.01.2016) | Автор: Самал
Просмотров: 315 | Теги: Дуйсенгалиева Самал Кунарбаевна | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz