Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 19:15

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Книжная полка

Прибейте свой флаг к мачте

 Алина Бикеева.  «Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу». Издательство «Феникс». Россия. 

Открыла книгу и  читала ее, не отрываясь.

«Эта книга – жизнеутверждающая философия успешного учителя – оптимиста, – сказано в аннотации. – Эта книга – призыв быть успешным и позитивным учителем и, соответственно, счастливым человеком. В ней содержатся простые советы учителям, уставшим от своей работы, от жизни, от себя».

Перелистаем же вместе с вами страницы книги.

Автор по профессии – учитель английского языка, поэтому по всей книге разбросаны, как она сама пишет «Филологические объяснялки». Английские пословицы и идиомы с переводом на русский язык «на заданную тему».

Например, такие.

To know which side one’s bread is butted. Дословный перевод: знать, с какой стороны твой хлеб намазан маслом. Русский эквивалент: быть себе на уме, не упускать своего.

To cultivate ones garden. Дословно: возделать свой сад. Русский эквивалент: заниматься своим делом.

The last straw breaks the camel’s back. Дословный перевод: последняя соломинка ломает верблюду спину. Русский эквивалент: последняя чаша переполняет чашу терпения.

Последняя поговорка,  например, говорит о том, что учитель не должен себя загонять» бесконечной работой, обязан устраивать себе отдых. «Зачем дожидаться последней соломинки, которая сломает вам спину? Лучше все-таки действовать до того, как это произошло, - делает вывод автор.  

Автор пишет о множестве мелочей организации жизни учителя, которые, без сомнения, облегчат ему жизнь.

Например, классный руководитель, как правило, каждую неделю должен устраивать классный час для своих  воспитанников. Почему бы не договориться с классными  руководителям параллельных классов и не устраивать классные часы сообща? – предлагает автор. -  Например, провели вы классный час в своем 5 «А», а потом классный час по этой же тематике проводите в 5 «Б». Да еще ребята из вашего 5 «А» вам помогут.

То же самое делает ваш коллега из 5 «Б». В результате – вы вдвое сокращаете себе нагрузку.

Обязательно обращайтесь за помощью к коллегам, администрации школы, родителям, - советует автор. - Будьте всегда на прямой связи с родителями. Звоните, если ребенок не был в школе, если плохо справился с тестовыми заданиями, если что-то не в порядке в его взаимоотношениях с классом. В конце концов, и родители должны принимать участие в воспитании своего чада!

Словом, ищите и находите себе помощников, соратников, сообщников, это уж у кого как получится. И категорически не берите все на себя. А для этого станьте блестящим организатором и талантливым менеджером, топ-менеджером своего учительского труда.

На взгляд автора книги, надо работать не только с энтузиазмом, творчески, но и умно. «Может хватит везти воз и маленькую тележку  а придачу! - восклицает она. – Тем более что окружающие вас люди и особенно ваше начальство быстро к этому привыкают,  принимают это за должное и начинают этим беззастенчиво пользоваться.  Будут продолжать это делать всю вашу жизнь, не сомневайтесь!»

Как  работать иначе? Нет ничего зазорного, например, в том, что вы за свою дополнительную неоплачиваемую работу попросите что-то взамен. К сожалению, обычно наше начальство учителю что-то  поручает, и он  безропотно тут же начинает выполнять порученное. Учитель падает  от усталости,  валится с ног и все равно поручение выполняет. Выполнили? Отлично! Вам дают новое поручение! И так бесконечно. Глава на эту тему так и называется: «О «торговле» с начальством. А  все советы автора вместе взятые  можно сформулировать с помощью английского выражения to nail ones colours (flag) to the mast, то есть «прибить свой флаг к мачте». Или по-русски: необходимо  стоять на своем, открыто отстаивать свои взгляды, не сдавать своих позиций.

Учителю также надо покончить с синдромом отличника. Мы, например, почему-то считаем, что всем на работе должны нравиться, все должны нас любить. Но ведь это совершенно не так!

«Учителям надо понять и принять, что, во-первых, мы не обязаны нравиться всем окружающим нас людям, а они вовсе не обязаны нас любить, поддерживать и разделять наши взгляды; во-вторых, в реальной жизни такое просто невозможно, да и не нужно. Мы же почему-то, если вдруг чувствуем, что кому-то не нравимся, начинаем нервничать по этому поводу и переживать. Но ведь это – нормально. Это – естественно. И воспринимать это надо, разумеется, спокойно. Мы все стремимся делать, причем именно на «отлично». Мы стремимся быть на работе совершенными во всем, начиная с идеальных поурочных планов и  заканчивая оформлением своего рабочего кабинета. Если что-то не получается, учитель начинает обвинять себя в непрофессионализме. В нашем обществе сложилась странная идеология – учитель не имеет права на ошибку.  Это глупость! Учитель может ошибаться так же как и другие люди. Он такой же человек, как и все остальные. Учитель должен четко уяснить себе: каждый живой человек не просто ошибается, а имеет на это полное право. Учитель, как и всякий другой человек, имеет право на ошибку, на промах, на несовершенство.

Философская размышлялка Алины Бикеевой:

«Говорят, что дурак учится на своих ошибках, а умный учится на ошибках других. Хорошо, если б было все так однозначно просто. Но, увы, в реальной жизни учеба на чужих ошибках не всегда эффективна. И чтобы  действительно чему-то научиться, надо, к сожалению, непременно наделать своих».  Не бойтесь собственных ошибок!

Книга читается взахлеб. Заставляет на какие-то традиционные вещи посмотреть иначе, и, главное, полюбить себя – единственного и неповторимого. Знаете ли вы, например, что такое  «тайм-менеджмент»? Это организация своего времени, а как известно, учителям его всегда не хватает.

На  перемене, рекомендует автор, устройте себе  отдых. Соберите в своем рабочем кабинете коллекцию любимых мелодий музыкальных кассет. Поставьте на перемене кассету с классической музыкой. Приучите своих учеников либо молча находиться в учебной аудитории, либо покидать ее на перемену со звонком. Объявляйте на каждой перемене в своем кабинете «5 минут молчания», «10 минут тишины» во время звучания того или иного музыкального фрагмента. Можно поставить кассету с записями природных звуков: шума дождя, морского прибоя, шума водопада, звуков леса с пением птиц. Кассеты покупать дорого? Попросите родителей и ребят вместо традиционных цветов и коробок с конфетами (все равно ведь дарят!) подарить для кабинета кассету или компакт-диск с классической или успокаивающей музыкой…

Да, конечно, когда я читала книгу, меня одолевали некоторые сомнения. Например, что в нашей стране десятилетиями складывался особый менталитет учителя, отличный от западного. Отдавать душу детям, работать на износ, перерабатывать, помните – ставить общественное выше личного. Вот учитель и хранит всю жизнь верность школе, чертыхается, уверяет, что выбрал «ужасную профессию», а предложи ему что-либо другое и более денежное, настоящий педагог все равно никогда не расстанется со своим любимым делом. Никогда не уйдет из школы.

И все же, и все же… Давайте станем немного мудрее. Этому и учит книга Алины Бикеевой «Уроки психологии для школьного учителя».

Людмила Мананникова.

 

Аксиомы разумно мыслящего учителя:

Не заботиться о себе – безграмотно и бездарно! Мы просто не можем себе этого позволить!

Преступно не давать себе время от времени отдых и не доставлять  себе радость.

Глупо лишать себя удовольствий.

Стыдно не уметь организовывать для себя минуты расслабления и мгновения наслаждения.

Просто недопустимо тратить собственную жизнь на превращение себя в загнанную лошадь или в выжатый лимон.

 

Категория: Книжная полка | Добавил: teacher-almaty (01.08.2007)
Просмотров: 1490 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Олеся8636   (27.01.2015 07:13)
Спасибо большое за статью! Действительно, учительское дело порой на первом место))семья, планы, гости только на вечер в субботу, потому что выходной!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz