Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 16:34

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1520
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Книжная полка

Дайте книге возможность сиять…

 Сегодня в гостях у «Учителя Алматы»  директор Республиканской детской библиотеки им. Бегалина Софья Кумаровна Раева. А так как основные читатели журнала – учителя, работники образования, то и говорим мы с Софьей Кумаровной именно на эту тему. О содружестве библиотеки и школы, о роли книги в жизни учителя и ученика.

- Думаю, всем ясно, что работа нашей библиотеки очень тесно связана со школой, в том числе со школами города Алматы, - начала нашу беседу Софья Кумаровна. -  Дети приходят к нам в библиотеку весь учебный год, начинают с книг лето. Жаль только, что это  больше ребята из начальной школы и среднего звена. Старшеклассники бывают у нас реже.

- Бытует мнение, что дети сегодня не читают, книги им заменили телевизор и компьютер.

- Сказать, что дети совсем  не читают, нельзя. Дети как читали книги, так и продолжают их читать. Хотя  - естественный процесс -  сегодня ребята больше интересуются не художественной, а деловой, научной литературой. Я считаю это  абсолютно нормальным явлением. Нынешние дети тоже занятые, век спешит, и они спешат…

Мы многое делаем для работников образования и могли бы делать еще больше. Все лето у нас проходили  курсы по работе с Интернетом. Я знаю, что на покупку новых компьютеров были выделены деньги, но когда я позвонила в городской акимат и попросила выделить библиотеке компьютеры, нам отказали. Хотя нас включили  в список учреждений, которые могут обучать работе с компьютером и взрослых, и детей.

- А кто может их посещать?

-  Библиотека открыта как для дошкольников, так и для пенсионеров. У нас разработаны интересные программы для совсем маленьких детей, малышей 4-6 лет, для детей школьного возраста, для старшеклассников.  Мы  принимаем всех. Ведь информационные и коммуникационные технологии касаются каждого. И наша задача номер один – научить наших посетителей  получить информацию как можно быстрее и качественнее. Меня печалит другое. В Интернете еще очень мало материала, посвященного Казахстану. Я считаю, должен быть правительственный сайт, посвященный истории Казахстана. Чтобы любой человек мог зайти на него и получить грамотные ответы на свои вопросы. Пока мы, как можем, заполняем эту брешь. Помимо нашего собственного сайта «Родник» у нас есть сайт, посвященный истории Казахстана.

- У меня складывается впечатление, что очень маленький процент наших учителей работает с Интернетом. Мой республиканский педагогический  сайт  «Коллеги» больше посещают российские учителя, учителя из других стран, чем казахстанцы.

- Да, это так. Но я должна с гордостью сказать, что большая часть школьных  библиотекарей умеет грамотно пользоваться компьютером и Интернетом. Знает пути поиска информации. К сожалению, учителя и врачи, которых мы обучали этим летом, не слишком горели желанием изучать Интернет. Я не видела интереса в их глазах. А ведь и учителя, и врачи – люди профессий, которые должны учиться постоянно.  И те и другие порой страдают тем, что воздвигают себе нерукотворные памятники,  думают, что всего достигли.  Но мы то с вами знаем, что без компьютера сейчас жить просто не возможно. Писать ручкой – вчерашний день. Слава Богу, что государство приняло программу, согласно которой у нас в Казахстане будут делать компьютеры по 350 долларов. Это необходимость!

- А если говорить еще о работе, которая ведется в вашей библиотеке. О праздниках, которые вы проводите, об интересных программах и презентациях, о гостях из разных стран, которых с удовольствием принимаете.

- Мы идем на контакт со всеми людьми, организациями, которые хотят это делать. Вместе с французским посольством каждый  год устраиваем праздник французского языка «Франкофония».  В год Пушкина провели много интересных мероприятий  в честь великого поэта. И еще  я бы хотела рассказать об одном деле, которым очень горжусь.  В 2005-06 годах мы проводили  городские родительские собрания. Работали с родителями как с информационными лидерами. Мое твердое убеждение:  воспитание - это все-таки дело семьи. Учеба – да,  это школа, а воспитание – семья. И  в первую очередь нужно родителей учить быть родителями. Семейная школа  нужна человеку постоянно, будь это молодые 20-летние мама и папа или 60-летние дедушка и бабушка. Нам всем нужно учиться быть родителями, дедушками и бабушками, а значит, учиться быть Людьми.  А научиться быть Человеком – очень тяжело.

У меня голубая мечта иметь при библиотеке психолога, который помогал бы разруливать ситуации и родителям, и детям.

- Но в школах же есть психологи?

- На мой взгляд, школьные психологи работают не для детей, а для администрации, занимаются не свойственными им функциями.  

- Работники образования  охотно идут на контакты с вами?

- Я не могу пожаловаться на отсутствие контактов. Не было случая, чтобы  директор школы или департамент города Алматы нам отказал в какой-то просьбе. Я благодарна им за то, что они признают наш профессионализм.

Думаю, это связано с высоким рейтингом библиотеки. Наши мероприятия всегда проходят на высоком профессиональном уровне. Если мы приглашаем учителей, то действительно с ними работаем, стараемся дать им какой-то рабочий материал. Здесь немаловажна практическая деятельность. У нас имеются  школьные сценарии практически  на любую тему, и к нам может придти любой учитель,  попросить разработки. Единственная платная услуга у нас - это ксерокопирование материалов, ведь бумага – сегодня дорогая. Хотя, интересно, в наших мероприятиях чаще участвуют  учителя  с детьми из  очень отдаленных школ, чем из тех, что находятся рядом.

- А с чем чаще всего обращаются к вам учителя?

- За самыми разнообразными сведениями. В школах, например, очень мало информации о каких-то международных, республиканских  проектах,  мы их информируем. К сожалению, директор школы сегодня  не имеет возможности выписывать много газет и журналов. Если бы городские власти  протелефонизировали  все школьные библиотеки, они могли бы через Интернет выходить на наш банк данных, пользоваться им.  Но здесь нужны финансовые вливания.

- Вы сказали, что чтение деловой литературы для детей – это естественно. А как же высокая художественная литература, духовная пища, которая помогает жить? Я думаю, что в будущей жизни девочки, которая не прочитала о первом бале Наташи Ростовой, ее разговор с Соней у окна,  что-то будет потеряно навсегда.  А как юному созданию обойтись без Тургенева, Чехова, Бунина?

- Давайте смотреть правде в глаза. У пятиклассника 42-часовая рабочая неделя. К сожалению, выросло поколение нечитающих родителей. Вы и среди учителей найдете немного людей с книжкой. Сейчас у нас руководитель детского чтения не знает литературы. Вопрос в другом. Огромное количество исследований во всем мире говорит о том, что дети хотят читать о себе, о своем времени, о своих тревогах и заботах. В этом плане  у нас вообще нет казахстанской художественной детской литературы. Да, у нас есть  историческая литература, да и то не всегда качественная. Государству надо обращать гораздо больше внимания этому вопросу.

Вот я прочитала  «35 кило надежды» Анны Гавальды – французской писательницы. Мальчик – герой книжки, умеет все делать руками, но очень тяжело учится. Многое ему просто недоступно. У нас такие дети попадают в разряд необучаемых. Замечательная книга! Французы сейчас выходят в тройку лидеров детской литературы, хотя традиционно здесь первое место занимали английские писатели. В мировой детской литературе очень много учителей. У них знание мировой педагогики, возрастной психологии, детской души. Такие книги в книжных магазинах есть,  проблема в том, что чтение хороших книг – дорогое удовольствие. Я не думаю, что каждый родитель сможет купить ребенку такую книгу. Поэтому я за то, чтобы государство покупало хорошие детские книжки и распределяло их по школьным библиотекам. Ведь хорошая школьная библиотека гораздо ближе к ребенку, чем городская. Хотя бы потому, что до детской библиотеки ему еще нужно дойти.

И  на прощание мне хотелось бы процитировать Виктора Гюго.

«Свет! Всегда свет! Повсюду свет! В нем нуждаются все. Он содержится в книге. Раскройте  книгу шире. Дайте ей возможность сиять, представьте ей действовать. Кто бы вы не были, если вы хотите просвещать, вдыхать жизнь, наставлять, смягчать, умиротворять – распространяйте книгу повсюду; учите, показывайте, доказывайте; Невежество – это сумерки, там рыщет зло. Думайте об освещении улиц, - пожалуйста; но думайте прежде всего о просвещении умов».

…Все свое детство я провела в детской городской библиотеке им. Крылова, которая находилась за Пугасовым мостом. Ходила туда через весь город, кажется, с первого класса, и многие детские книжки прочитала именно там, хотя и дома родители не жалели денег на книги. Но ведь телевизор в нашей семье появился только тогда, когда я пошла в пятый класс. Нынешним компьютеризированным и телефонизированным детям это не понять.

Но мне нравится выражение, которое я где-то прочитала: «Когда смотришь телевизор, мысли уходят, а когда читаешь книги – приходят».

Трудно сказать, какими будут в будущем книги. Я склонна согласиться с Борисом Акуниным, который считает, что на смену бумажной литературе придут электронные книги.  И лес будем меньше вырубать (хотя если станем в ближайшие годы к деревьям относиться так же варварски, как сейчас, то их просто не останется), да и одна электронная книга сможет вмещать целую библиотеку лучшей мировой классики. Я утверждаю это не голословно. С некоторых пор читаю по своему карманному компьютеру книги, которые выкачиваю из Интернета,  и получаю от этого не меньшее удовольствие, чем от обычной книги.

Софья Кумаровна со мной не соглашается, она считает, что процесс чтения красивой  книги, пахнущей типографской краской, перелистывание листов – само по себе удовольствие… Что ж,  может быть, когда-нибудь старинные книги останутся для «гурманов», кто знает?

Ясно одно.  Чтение книг – очень важное дело.  Для того чтобы  человек вырос умным, добрым, знающим, творческим, он обязательно должен любить книги.

И в этом плане Софья Кумаровна вместе со своими сотрудниками, алматинские учителя делают дело огромной государственной важности. Пожелаем им успехов.

Людмила Мананникова.

Категория: Книжная полка | Добавил: teacher-almaty (09.08.2007)
Просмотров: 1927 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz