Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 16:33

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1520
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Книжная полка

От Горького до Пелевина.

 С. Д. Абишева, профессор КазНПУ им. Абая.

 

Учебник по русской литературе для 11-го  класса общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ с русским языком обучения является завершающим этапом в долгосрочной Государственной программе по созданию учебников нового поколения по литературе. Являясь одним из ярких свидетельств независимости Казахстана, они стали предметом общенационального достояния.

Прежде чем обратиться к конкретному анализу этого учебника, хотелось бы дать небольшую информацию, очень важную в понимании проблем преемственности и принципов формирования учебника.

Государственная программа по созданию учебников нового поколения от периода разработки концепции, государственного стандарта, учебных программ до написания учебника для последнего класса общеобразовательной 11-летней школы прошла десятилетний путь. Программа, масштабная по своему замыслу, в этом году отмечает одновременно свой юбилей и свое завершение. Начав работу по написанию учебников под общим руководством Казахской Академии педагогических наук им. И. Алтынсарина (а в последние годы еще и конкурирующих издательств), авторские коллективы учебников по всем предметным циклам смогли довести до логического конца дело,  задуманное еще в 1997 году.

Кафедра русской и мировой литературы КазНПУ им. Абая прошла весь путь создания учебников от начала до конца,  сформировала концепцию филологического (литературного) образования Республики Казахстан. Она стала реальным научным, методическим и практическим центром по созданию учебников по литературе,  их внедрению в жизнь. Выразилось это в нескольких принципиальных моментах.  

Первый связан с тем, что все преподаватели кафедры не только стали авторами учебников по русской литературе с 5-го по 11-й классы, но некоторые из них написали по несколько учебников (профессор В. В. Бадиков – автор учебников для 6, 9 и 11 классов, профессор Т. П. Чаплышкина – для 5, 9 и 11 классов, профессор Л. С. Рыгалова – для 6, 9 и 10 классов, профессор В. В. Савельева – для 7 и двух 10 классов (общественно-гуманитарное и естественно-математическое направление), доцент Г. Г. Лукпанова – для 7, а также двух 10-х  классов, доцент Л. В. Сафронова – для 5 и 11 классов. Принимали участие в написании учебников и преподаватели КазНУ им. аль-Фараби (профессор Г. М. Мучник, доцент Н. М. Могилевская), школьные учителя (И. Г. Шаповалов, Л. Ф. Туниянц, М. С. Асылбекова, Е. А. Агушевич), научные сотрудники (Г. З. Шашкина, О. З. Имангожина).

Члены кафедры ведут неустанную практическую работу по внедрению учебников в образовательную систему Республики Казахстан. Постоянно  встречаются  с учителями, работают  на курсах повышения квалификации, выступают  в СМИ, участвуют  в дебатах на ТВ, в форумах, конференциях, семинарах, круглых столах. Авторы учебников проводят мастер-классы для учителей и в школьной аудитории. В вузовскую программу для студентов филологического факультета введен новый систематический курс по литературе – «Учебники нового поколения».   

Преподаватели кафедры русской и мировой литературы КазНПУ им. Абая, являясь авторами ГОСО и учебных программ по литературе для 11-летней школы, четко соблюдали идею традиции и преемственности написания учебников с 5 по 11 класс. Создали единую непрерывную концепцию поступательного расширения предметно-информационного пространства знаний по литературе. Накопленный кафедрой уникальный опыт по созданию школьных учебников по литературе для школ с русским языком обучения явился поводом к тому, что авторами Госстандарта для 12-летнего образования по литературе стали ее преподаватели: доцент Г. Г. Лукпанова и профессор В. В. Савельева.

Авторы учебника для 11 класса общественно-гуманитарного направления «Русская литература ХХ века: художественный мир эпохи» – профессоры кафедры русской и мировой литературы КазНПУ им. Абая С. Д. Абишева, Т. П. Чаплышкина, доцент кафедры Л. В. Сафронова, профессор Казахско-американского университета З. Н. Поляк,  школьные учителя М. С. Асылбекова, Е. А. Агушевич. При написании учебника они опирались на учебную программу, которая, начиная с 1999 года, имела активное вхождение в образовательное пространство,  была опубликована 5 раз.

Авторы  программы  постоянно подвергали ее доработке, дополнению и совершенствованию.

На сегодняшний день последний вариант программы, опубликованный в журнале «Русский язык и литература в национальной школе» за август 2007 года, и учебник, увидевший свет 8 августа 2007 года, находятся в полном соответствии. В том же номере журнала опубликована статья «Учебный путеводитель по русской литературе ХХ века». В помощь учителю составлен и опубликован поурочный план по программе и учебнику. Обязательным компонентом к учебнику также является  изданная в 2007 году Хрестоматия. Т.е. учтены все сопутствующие учебнику образовательные компоненты.    

Что же представляет собой с точки зрения структуры и содержания в разрезе общей литературной концепции учебник русской литературы для 11 класса? Вынесенное в подзаголовок уточнение – «Художественный мир эпохи» – находится в соответствии с заданной традицией преемственности с предыдущими учебниками: 5 класс – «Русская словесность: Фольклор и литература», 6 класс – «Русская словесность: Миф и литература», 7 класс – «Русская словесность: Художественный мир литературы», 8 класс – «Русская литература: Периоды и стили», 9 класс – «Русская литература», 10 класс – «Русская классическая литература и современность», 11 класс – «Русская литература ХХ века: Художественный мир эпохи». Предшествующим опытом литературного образования учащиеся уже подготовлены к проблемному восприятию литературы в 11 классе. Эпоха ХХ века, пропущенная сквозь призму высокой словесности, найдет свое выражение в выдающихся именах и произведениях этого столетия.

В наши дни важно представить русскую литературу ХХ века (начало века, советский и постсоветский периоды) как единый процесс, проследить ее непрерывное движение от начала одного века до начала другого во всем ее многообразии. Высокие нравственные идеалы литературы ХIХ века, не взирая на исторические потрясения, оставались актуальными и в новом столетии. При изучении литературы ХХ века  остро стоят вопросы о традиции и новаторстве, о том, как и по каким законам развивалось словесное искусство.

Во избежание излишнего политизирования и тенденциозности, общепринятых сентенций, основополагающим принципом рассмотрения историко-литературного материала в учебнике стал принцип обращения к СЛОВУ как показателю истинности и главному критерию высокой художественности. Художественность как организующее начало помогает преодолеть разрыв между официальной и возвращенной литературой.

В центре книги стоит фигура Художника Слова. Именно он представляет собой точку пересечения этических, эстетических и исторических линий эпохи. Традиционно писатель – это личность, которая фокусирует в себе и воплощает в своем творчестве все болевые точки своего времени, а одним из источников духовности для него является категория прекрасного. Рассмотрение литературы как вида искусства, развивающегося по особым законам, обращение к природе словесного творчества, к своеобразию индивидуального авторского стиля способствуют выяснению важного вопроса о том, каким образом в литературе этого периода воплощается художественный мир эпохи.  

Умение объяснять художественную ситуацию, составлять исторические и художественные параллели, понимать художественную литературу и художественный текст как системное целое – главная цель процесса изучения литературы ХХ века. Вопросы традиции и новаторства, формы и содержания, работающие в контексте определенного исторического периода, помогают еще глубже понять литературную ситуацию и пути развития литературы ХХ века.

Принцип художественности, легший в основу учебника, не только формирует особенности подачи материала (обзорные и монографические темы), но и влияет на особенности создания хронологической структуры учебника. Все это в совокупности дает общее представление об истории русской литературы ХХ века, ее основных чертах и жанрово-родовой динамике.

Формой познания в учебнике становится исследование художественного мира эпохи,  содержащего в себе философскую, этическую, эстетическую и социально-историческую нормативность. В особенностях отношения к нему заключается как индивидуальное художественное миропонимание, так и общее.

Учебник «Русская литература ХХ века: Художественный мир эпохи» четко структурирован и систематизирован. В нем можно выделить два структуроорганизующих компонента. Первый включает в себя такие методически обязательные составляющие, как «Введение», «Заключение», «Краткий словарь литературоведческих терминов», «Содержание». Во Введении дана общая эмоциональная и интеллектуальная установка,  завершается учебник напутственным словом к выпускникам – «Вместо заключения». Теоретические понятия, встречающиеся в учебных статьях, сосредоточены в Кратком словаре литературоведческих терминов, находящемся в конце учебника. Лаконичность и четкость «Содержания» передает основную логику построения материала учебника.

Второй компонент составляет основу изучаемого практического материала. В учебнике предлагается периодизация русской литературы ХХ века после 1917 года, которая учитывает  и социально-исторические, и литературные параметры. Мотивировки границ периодов обусловлены самостоятельностью, целостностью, законченностью определенного литературного этапа, внутри которого наблюдается своя объективная логика и общие закономерности художественного развития: подъем – стабилизация – спад – пауза.

С этой точки зрения русская литература ХХ века после 1917 года может быть разделена на четыре периода, изучение каждого из которых позволит фиксировать происходящие в ней изменения и степень их соотнесенности с движением истории. Это предоставит возможность увидеть литературный процесс ХХ века в его развитии.

I период – 1920–1940 гг.;

II  период – 1940–1955 гг.;

III  период –  1955–1985  гг.;  

IV  период –  1985–2007 гг.

Каждый период предлагается изучать по единой для всего учебника схеме.  Вначале дается обширная обзорная тема по изучаемому периоду, где обозначаются важные события времени и наиболее яркие явления художественной жизни. Обзорная статья разделена на важные смысловые фрагменты, каждый из которых имеет свой подзаголовок, выделенный жирным шрифтом. При этом авторы обзоров пытаются соблюдать жанрово-родовой принцип: отдельно говорится о достижениях в области прозы, поэзии и драматургии.

Завершают обзоры итоговые вопросы и задания, которые состоят из трех ступеней: 1. Устные вопросы и задания; 2. Письменные творческие задания; 3. Рекомендуемая литература. Эта система проверки знаний и нахождения дополнительной информации является основополагающей при изучении не только обзорных тем, но и монографических.

После каждой из четырех обзорных тем идут темы монографические, которые служат конкретной иллюстрацией к тому или иному периоду. Вначале следует блок монографических тем по поэзии, затем по прозе и в некоторых случаях – по драматургии. Например:

IV. ЛИТЕРАТУРА

Литература 1985–2007 гг.

Обзор

И. А. Бродский

С. Д. Довлатов

В. О. Пелевин

Программой предусмотрено 102 часа на изучение русской литературы ХХ  века, т.е. 3 часа в неделю. Из них 4 часа составляют вводно-заключительные занятия, 10 часов приходится на развитие речи, 5 – на внеклассное чтение. На изучение произведений остается 83 часа, а предлагаемых тем для изучения – 34 (из них 30 составляют монографические темы).   

Феномен русской литературы ХХ века советского и постсоветского периодов заключается в том, что она (в отличие от классически устоявшейся литературы предшествующих периодов) представляет собой процесс одновременно живой и еще не устоявшийся. Об этом свидетельствуют события 15-20-летней давности, когда после перестройки смещались акценты в литературном процессе ХХ века, так как заявила о себе «во весь голос» литература запрещенная, неофициальная, нелегальная. И тогда часто звучали предложения «сбросить с парохода современности», например, В. Маяковского. Некоторые учебники предлагали изучать только «возвращенную литературу».

Авторы предлагаемого вниманию учебника постарались охватить и представить объективную картину литературного процесса ХХ века, опираясь при этом на современные достижения литературоведения. Учебник по литературе для 11 класса включает все наиболее яркие имена и произведения, которые составляют историю русской литературы ХХ века. И отсюда желание в максимальной приближенности наиболее полно представить диапазон имен и произведений этого периода. Авторы программы и учебника, понимая всю сложность создавшейся ситуации, связанную с реальными часами по предмету и стремлением дать наиболее полную картину истории русской литературы ХХ века, предложили возможный выход из этой ситуации. 10 тем (О. Мандельштам, Е. Замятин, А. Фадеев, Б. Пастернак «Доктор Живаго», Н. Заболоцкий, Д. Самойлов, А. Ким, В. Астафьев, Л. Петрушевская, В. Пелевин), что составляет в общей сложности 16 часов, отмечены звездочкой, которая указывает на то, что тема изучается по усмотрению учителя: она может быть опущена или перенесена на самостоятельное изучение, как и в равной степени оставаться в сетке изучаемых тем. Звездочка перед названием темы предусматривает вариативную возможность переноса часов: освободившиеся часы педагог может использовать для изучения других тем.

Хотелось бы отметить еще один важный момент. Литература советского и постсоветского периодов отличается пестротой и многообразием имён, тем, жанров. Литературный процесс характеризуется дробностью, калейдоскопичностью. Отсюда – большое количество писательских имен в учебнике. Это не означает, что все они должны стать предметом одинаково подробного, текстуального изучения. В каждом хронологическом разделе два-три писательских имени могут стать опорными, остальные могут служить фоном. То же следует сказать о содержании обзорных глав. Учитель вправе выбирать, над какими произведениями следует работать на уровне анализа текста, какие будут предложены группам или отдельным учащимся для подготовки самостоятельных творческих заданий, о каких следует побеседовать после прочтения, а с какими познакомить только на уровне содержания и проблематики, заинтересовать для последующего самостоятельного чтения.

Отбор авторов и произведений, предложенных для изучения в учебнике, был тщательно продуман и научно обоснован. Таким образом, не обделяя вниманием классиков литературы советского периода (М. Горький, М. Шолохов, М. Булгаков, А. Платонов, В. Маяковский, С. Есенин, Б. Пастернак и др.), подробно останавливаясь на творчестве авторов «возвращенной литературы», создатели учебника уделяют внимание и новейшей современной литературе: представляют своим читателям поэзию и прозу постмодернизма. Региональный компонент включен в учебник не как искусственный «довесок», а в качестве обоснованного и уместного обращения к творчеству казахстанских писателей (О. Сулейменов, Ю. Герт, Б. Канапьянов и др.).

Летопись жизни и творчества в лаконичной форме отражена во втором обязательном структурном блоке под названием «ХРОНОГРАФ».

Третий представляет собой высказывания современников, известных литературоведов о писателе (поэте) (например, «О Мандельштаме», «Об Искандере» и др.), заключающие в себе чаще всего оценку художественных особенностей его творчества. Доминирование эстетического взгляда определено основной проблематикой учебника, вынесенного в подзаголовок – «Художественный мир эпохи», составляющими которого являются отдельные художественные миры писателей, произведений.

 К четвертому блоку относится собственно сама учебная статья. В зависимости от того, какой ракурс изучения в ней преобладает, она имеет два варианта названия: «Художественный мир + фамилия конкретного поэта (писателя)» или «Очерк жизни и творчества + фамилия конкретного поэта (писателя). Системность учебной статьи заключается в том, что она обязательно разделена на смысловые фрагменты, каждый из которых имеет проблемно-обобщающее название.

Завершающий, пятый блок, содержит систему вопросов и заданий и, как мы уже говорили, состоит из трех разделов: устные задания, письменные и задания для самостоятельной работы с критическими источниками. Важно отметить, что эта работа направлена не только на усвоение фактических знаний, но и на развитие творческих способностей школьников, формирование их читательской квалификации.

Все 30 монографических тем имеют описанную выше единую схему организации материала.  

Изданный в Республике Казахстан учебник по русской литературе ХХ века для 11 класса общественно-гуманитарного направления, находясь в русле общей концепции известных школьных учебников по литературе с 5 по 10 классы, является ярким свидетельством того, что литература ХХ века – это живой, продолжающий изменяться процесс, требующий к себе творческого подхода.

Категория: Книжная полка | Добавил: teacher-almaty (15.10.2007)
Просмотров: 3369 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz